982 просмотров

Лев Толстой и Русская Православная церковь

Лев Толстой и Русская Православная церковь

Лев Николаевич Толстой вошел в историю не только как великий писатель, мыслитель, философ, просветитель, но и как бунтарь с церковью. С чего бы это человеку, крещенного Православием, долгие годы свято верившему в религиозные догматы Христианства, вдруг отвергать учение РПЦ? Причем открыто и скандально.

В 50 летнем возрасте у графа случился конфликт с РПЦ, приведший к полному разрыву отношений. Что стало на то причиной? И правда ли, что Церковь вынесла писателю анафему?

Причины конфликта Льва Толстого и РПЦ

Свои переживания, мученические сомнения веры и религии, Толстой изложил в автобиографической повести «Исповедь». Которая была написана в конце 70-х годов 19 столетия.

Спустя время после выхода книги, писатель порвал всякую связь с Церковью. С 1880 года Толстой полностью перестал считать себя верующим Православным.

Надо сразу сказать, что это писатель отошел от Церкви. Для него же двери её всегда оставались открытыми.

Как каждый человек, задумывающийся о смысле жизни, о тайнах мирозданья, Лев Николаевич долгие годы искал опору в Православии. Он строго соблюдал пост, причащался, исповедовался, постоянно молился. Верил и распространял веру среди людей и в свои произведениях.

Всё его творчество было пронизано идеей веры в Бога, в покаяние, в служение Всевышнему. Например, Платон Каратаев — герой «Войны и Мира», призывавший к покорности, непротивлению, по убеждениям был фанатично верующий человек.

С 1883 года писатель встает на путь вегетарианства, как логичное продолжение своих взглядов о безнравственной природе любого насилия.

Чем больше погружался Толстой в суть Мирозданья, тем больше возникало вопросов. Но ответов на них религиозная жизнь не приносила, наоборот, лишь усиливая душевные сомнения и терзания. Ощущение фальши, неискренности, абсурдности церковных ритуалов и догматов привели к сильнейшему духовному кризису личности.

При этом продолжая верить в Бога, не отрывая себя от Христианства, граф выстроил свою систему ценностей, в основу которой было положено главенство ЛЮБВИ во всех её проявлениях, ко всему, что окружает человека.

Толстой напрочь отметал религиозные ритуалы и церковные обряды.

«Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга». Ссылка здесь.

Беда писателя в том, что не только он лично для себя исповедовал свои мысли и взгляды, но всячески старался придать им публичный охват, просветить как можно больше людей и найти сторонников. А при той популярности, что он имел, это не составляло труда. Тем самым, все больше усиливалось отторжение и вбивался клин в отношениях между Православием и протестующим прихожанином.

Его взгляды приобрели стройную систему учения, которое получило название «Толстовство».

В феврале 1901 Священный Синод издает специальное постановление, в котором указывает на недопустимое со стороны писателя действия по отношению к Православию и РПЦ:

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной».

Определение святейшего Синода
Определение святейшего Синода

На сие определение Синода ответ графа был ещё более суров. Он не стал смягчать свои мысли и облекать их в красивые фразы. Ответ был беспощаден:

…. я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Ссылка здесь. Обязательно прочтите, кто ещё не читал, весь ответ, особенно те, кто тоже ищет ответ на вопрос, что есть Бог и пытается понять причины смены мировоззрения великого писателя.

Толстой в первую очередь отверг как надуманные, такие церковные догматы, как:

  • Троица,
  • Божественность Христа (считая его прежде всего человеком),
  • Непорочное зачатие Девы-Марии,
  • Поклонение святым,
  • Обещание адских мук для грешников.

И заодно, все церковные таинства, считая их бессмысленным колдовством.

Отрекся от церкви сам граф, в ходе глубокого и всестороннего, с его слов, изучения теоретического и практического учения церкви:

Теоретически — я перечитал все, что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие;

Подробное изложение ответа здесь.

Отделяя истинные слова Христа, от приписанных ему, он создал «Четвероевангелие».

Долгие годы продолжалась критика и гонение церкви на непокорного отступника. Но писатель был непоколебим в своих убеждениях.

«О, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…», —

Так написал о нём известный протоиерей Иоанн Кронштадтский, канонизированный РПЦ.

Но даже на смертном ложе в 1910 году, глубоко переживая, покинутый всеми, писатель не нашел в себе ни сил, ни желания раскаяться, все больше и больше погружаясь в конфликт не только с Православием, но и окружающими его людьми.

Толстой завещал исключить присутствие священников на своем смертном одре. Даже перед кончиной, посетив Оптину пустыню, он не стал искать примирения с духовными людьми и до конца дней был верен своим сформировавшимся на тот момент взглядам.

Вот вкратце вся суть конфликта.

Так что анафемы, как таковой, Церковь писателю не выносила. Было всего лишь решение Синода, осуждающего Толстого за критику церковного учения и указывающее на полное недопущение подобных взглядов.

Заключение

Осудить или разделить взгляды великого писателя или разделить предстоит каждому отдельно. Всё зависит от мировоззрения человека и степени его религиозности.

Фигура подобного масштаба, как Л. Толстой, много лет проповедовавший «непротивление злу насилием», философию всеобщей любви через своих героев, ищущий смысл во всем и вечно недовольный собой и происходящим, с возрастом, уже априори, не мог принимать церковные догматы.

Всё не зря, искания не напрасны…. И в те времена не мало людей, окружающих гения русского слова, разделяли его взгляды. Они понимали, что не всё сходится в учениях святых отцов….Очень уж много противоречий явных и скрытых.

Наверное, по-другому и не могла сложиться жизнь этого человека и система его ценностей.

В поисках правды и истины он и закончил свой тернистый путь. Оставив потомкам загадку и повод для споров: почему так и какую правду искал мудрец….

Ну, а всем остальным, кто верует:

Блажен кто верует, тепло ему на свете!

А. Грибоедов словами Чацкого. («Горе от ума», действие 1, явление 7)

Да, прибудет с вами вера ваша!